Те из керамистов, кто бывал в Западной Европе наверняка обращали внимание и любовались обилием глиняной черепицы на крышах домов Старых городов. Пожалуй, Китай их удивит черной, зеленой, синей, золотой керамической черепицей и загадочными сказочными животными на ней.
Цвет черепицы определяет статус постройки и ее хозяев. Простые люди использовали и продолжают использовать черную черепицу. Аристократы и высокопоставленные чиновники имели право на зеленую.
Желтая или золотистая черепица примерно с десятого века (династия Сун, 960–1279) полагалась только императору или деятелям, приравненным к Сыну Неба, обожествленному легендарному полководцу Гуань Юю. В Гугуне, бывшем императорском дворце, на могилах императоров династии Мин (1368–1644) в окрестностях Пекина, в летних резиденциях Ихэюань и Юаньминъюань преобладает именно этот цвет. Впрочем, там можно увидать и зеленые кровли – в помещениях для придворных.
Хозяйственные постройки крыты, естественно, обычной черной черепицей.
Синюю черепицу есть только в пекинском Храме Неба, символика тут ясна и без объяснений.
Черепичные крыши укрывали Китай от погодных невзгод.
Стоит пояснить значение разнообразных фигурок зверей на угловых скатах. Количество фигурок всегда разное – от двух-трех до одиннадцати. Правда, этот рекордный набор можно увидеть только на крыше павильона Зала высшей гармонии в Запретном городе. Число зверей на крыше, само собой разумеется, тоже символизирует статус. Да и сами зверушки выбираются не просто так. Дракон и феникс – символы императорской власти. Морской конек и небесный конь заявляют о высокой морали Сына Неба. Мифические животные и рыба яюй выполняют функцию пожарных, ибо могут ниспослать дождь при угрозе возгорания.